IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения

28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­
разовательного учреждения являются воспитанники, родители
(законные представители), педагогические работники.

29. При приеме детей дошкольное образовательное учрежде­
ние обязано ознакомить родителей (лиц, их заменяющих) с уста­
вом учреждения и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.

30. Взаимоотношения между дошкольным образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) регу­
лируются договором, включающим в себя взаимные права, обя­
занности и ответственность сторон, возникающие в процессе обу­
чения, воспитания, присмотра и ухода.

31. Взимание платы с родителей за содержание детей в до­
школьном образовательном учреждении производится в соответ­
ствии с законодательством Российской Федерации.

32. Отношения воспитанника и персонала дошкольного обра­
зовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, ува IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения­
жения личности ребенка и предоставления ему свободы развития
в соответствии с индивидуальными особенностями.


33. Порядок комплектования персонала дошкольного образ0.
нательного учреждения регламентируется его уставом.

34. На педагогическую работу принимаются лица, имеющ^
необходимую профессионально-педагогическую квалификацию
соответствующую требованиям квалификационной характеристи­
ки по должности и полученной специальности и подтвержденную
документами об образовании.

К педагогической деятельности не допускаются лица, лишен­ные права этой деятельности приговором суда или по медицинс­ким показаниям, а также лица, имевшие судимость за определен­ные преступления.

35. Права, социальные гарантии и льготы работников до­
школьного образовательного учреждения определяются законо­
дательством Российской Федерации, уставом дошкольного обра­
зовательного учреждения, трудовым договором (контрактом).

36. Работники дошкольного образовательного учреждения
имеют право:

— на IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения участие в управлении дошкольным образовательным уч­
реждением в порядке, определяемом уставом учреждения;

— на защиту профессиональной чести и достоинства.

37. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

— ставки заработной платы (должностные оклады) работникам
на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работни­
ков бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалифи­
кационными требованиями и на основании решения аттес­
тационной комиссии, а также определяет виды и размеры
надбавок, доплат и других выплат стимулирующего харак­
тера в пределах имеющихся средств, направляемых на опла­
ту труда;

— структуру управления дошкольным образовательным учреж­
дением;

— штатное расписание и должностные обязанности.

46. Финансирование дошкольного образовательного учрежде­
ния осуществляется на основе государственных (в том числе IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения ве­
домственных) и местных нормативов, определяемых из расчета на
одного воспитанника в зависимости от вида и категории дошколь­
ного образовательного учреждения.

47. Количество групп в дошкольном образовательном учреж­
дении определяется учредителем исходя из их предельной напол­
няемости, принятой при расчете норматива бюджетного финан­
сирования.




В группах:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

от 1 года до 3 лет - 15 детей;

От 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах:

_ при наличии в группе детей двух возрастов

(от 2 месяцев до 3 лет) _ при наличии в группе детей любых трех

возрастов (от 3 до 7 лет) _ при наличии в группе детей любых двух

возрастов (от 3 до 7 лет)


— 8 детей;

— 10 детей;
- 20 детей.


48. В дошкольных образовательных IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения учреждениях компенсиру­ющего вида наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и со­ставляет соответственно:

—для детей с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и до 10 детей;

—для детей с фонетико-фонематическими нарушениями
речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 детей;

—для глухих детей — до 6 детей для

обеих возраст­ных групп;

- для слабослышащих детей - для слепых детей

— до 6 и до 8 детей;

- до 6 детей для обеих возраст­ных групп;

—до 6 и до 10 детей; —до 6 и до 8 детей;

- добидо Юдетей; - до6 идо Юдетей;

- для слабовидящих детей, для детей
с амблиопией, косоглазием

- для детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата

—для детей IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения с нарушением интеллекта
(умственной отсталостью)

—для детей с задержкой психического
развития

- для детей с глубокой умственной отста­
лостью только в возрасте старше 3 лет — до 8 детей;

— до 10 и до 15 детей; - до Юидо 15детей; —до 5 для обеих воз­ расти ых групп; —до 10 и до 15 детей.

- для детей с туберкулезной

интоксикацией ~ для детей, часто болеющих, ~ Для детей со сложными дефектами

(2 и более дефекта) "~ Для детей с иными отклонениями

в развитии

63ак.4950


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997г. № 1204, с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002 г. №919

(Извлечение)

I. Общие положения

1.

!.

На базе дошкольного образовательного учреждения дли де-воспитывающихся в дошкольном образовательном учрежден IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения. организуются группы кратковременного пребывания детей.

Для детей 3-4 лет рекомендуется организовывать по 2 заня два раза в неделю; общее количество в год составляет 120.

Для детей 5 лет - три раза в неделю по 2 занятия; число за тий в год — 180.

Для детей 6 лет — пять раз в неделю по 2 занятия, число за тий в год - 300.

Занятия необходимо чередовать с организацией игры и дру ми нерегламентированными видами деятельности (рисован конструирование на свободную тему, подвижные игры и дру виды деятельности). Длительность одного занятия для детей мл шего дошкольного возраста составляет 15 минут, среднего - -старшего — 25—30 минут.

Работа с детьми должна быть дополнена работой с родита ми (законными представителями). Целесообразно IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения провести W--бесед (5—7), позволяющих подготовить родителей (законн представителей ) к оказанию помощи ребенку в решении вoз^ кающих у него проблем при подготовке к школе и на начальн этапе обучения в первом классе.

Эффективной формой работы является также проведение раясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами


ПБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ JJ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Письмо Минобразования России

От 16января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03

Приложение

к письму Минобразования России от 16 января 2002г. № 03-51-5ин/23-03

Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали по­явлению и внедрению IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения в практику идей интегрированного воспи­тания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать дан­ному процессу организованный характер, обеспечив каждому ре­бенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Вне­дрение в практику дошкольных образовательных учреждений ин­тегрированного воспитания и обучения позволяет расширить ох­ват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представи­телей) консультативной поддержкой, а также подготовить обще­ство IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия Ме*Ду массовым и специальным образованием, преодолевая ба-Рьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за к^адым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняет-я необходимая ему специализированная психолого-педагогичес-^ помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего

3Раста, которая способствует достижению ребенком с отклоне-

и"ми равного или близкого по возрастной норме уровня обще-


го и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе свс его развития влиться в среду нормально развивающихся сверС1 ников.

В IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения системе дошкольного образования России эта форма обуцс ния и воспитания детей с отклонениями в развитии должна уч^ тывать современные российские социально-экономические услс вия, особенности отечественной системы образования и полное тью исключать «механическое копирование» зарубежных модел^ Кроме того, интефация не должна осуществляться стихийно, он возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных уч реждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-техни ческого, профаммно-методического и кадрового обеспеченш Только совокупность этих условий обеспечивает полноценнук фамотно организованную систему интефированного воспитани и обучения детей с отклонениями-в развитии. В этой связи наи более адекватные условия для проведения целенаправленной ра боты по интегрированному воспитанию и обучению IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения дошкольни ков созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующи ми компенсирующими группами и сложившимся кадровым профаммно-методическим и материально-техническим обеспече нием).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированног вида может организовать интефированное воспитание и обуче ние определенной категории воспитанников: например, совмес тное воспитание и обучение нормально слышащих детей и дете, с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрени ем, нормально развивающихся и детей с задержкой психическо го развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целе сообразно предусмотреть условия для оказания коррекционно) помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким об разом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельс кой IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения местности), имеющем всего три—пять ДОУ, может быть орга низовано воспитание и обучение практически всех категорш дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся де тей специализированной коррекционно-педагогической помо щью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном об разовательном учреждении, утвержденного постановлением Пра вительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ ком бинированного вида могут быть организованы общеразвиваюшие компенсирующие, оздоровительные фуппы в разном сочетании Однако в настоящее время, в переходный период развития сие темы специального образования, в силу социально-экономичес


-fX преобразований в обществе, а также постоянно увеличиваю-иегося количества детей с отклонениями в IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения развитии особо акту­альной становится проблема поиска новых, эффективных форм казания коррекционной психолого-педагогической помощи ну)кдаюшимся детям. Одной из таких форм является организация дОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновре-менно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по про­филю функционирующих в учреждении групп компенсирующе­го вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, со­ответствующим нормативам финансирования групп компенсиру­ющего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заяв­лению родителей (законных представителей) и на основании зак­лючения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (на­пример, с нарушениями*слуха, зрения, опорно-двигательного ап­парата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебиль-ности)* либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Наполняемость смешанной группы зависит от характера пер­вичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу на с. 166). Общая наполняемость смешанной группы уменьшает­ся (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

При IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения организации смешанной группы необходимо предусмот­реть решение ряда специфических задач:

- осуществление ранней, полноценной социальной и образо­вательной интеграции воспитанников с отклонениями в раз­витии в среду нормально развивающихся сверстников пу-

*Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с наруше­ниями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практи­чески находится в условиях интеграции. Кроме того, система специаль-н°й логопедической помощи'предусматривает занятия с логопедом в дет­ской поликлинике, в погопункте общеобразовательного учреждения, а Так*е кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими НаРУШениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.


Количество детей в группе IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения
ясельная группа младшая подготовив тельная группы
дети нормально дети нормально
с откло- развиваю- с откло- развиваю.
нениями щиеся дети нениями Щиесядещ
Глухие
Слабослышащие
Слепые
Слабовидящие
С амблиопией
и косоглазием
Легкая форма ДЦП
Другие нарушения
опорно-двигательного
аппарата
С задержкой психического
развития
С нарушением интеллекта 10 .
неосложненная форма
олигофрении в степени
дебильности
Не имеющие выраженных
первичных отклонений
в развитии, но отстаю-
щие от возрастной нормы
(в т.ч. с нарушениями
эмоционально-волевой
сферц)

тем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - проведение коррекционно-педагогической, медико-психо­логической и социальной работы с детьми, имеющими от­клонения в развитии;

— оказание необходимой IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения коррекционно-педагогической под­
держки воспитанникам, не имеющим выраженных первич­
ных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной
нормы;

— обучение родителей (законных представителей) педагогичес­
ким технологиям сотрудничества со своим ребенком, при'


емам и методам его воспитания и обучения; оказание им пси­хологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе длределяется программой дошкольного образования и специаль­ными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический кол­лектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариатив­ных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения яв­ляются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2—3 ребенка), индиви­дуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в пер­вой половине дня с нормально развивающимися воспитанника­ми, а во второй половине дня — со всеми воспитанниками груп­пы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инст­руктором по физическому воспитанию и музыкальным руководи­телем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вво­дится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха — сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения интеллекта — олигофре-нопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в до­полнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслужи­вающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развива-ющие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Реко­мендации по организации деятельности педагогического и обслу­живающего персонала смешанных групп, а также перечень реко­мендуемой документации содержатся в приложениях 1. 2.

В IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения зависимости от степени выраженности и сложности струк-ТУРЫ нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и Желания родителей (законных представителей) обучение в сме-


шанной группе может осуществляться 1-2 года или до его постуц, ления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая j, медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обес­печить для всех детей с IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения отклонениями в развитии раннюю интег­рацию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее создан­ных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с от­клонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную кор-рекционную помощь через группы кратковременного пребыва­ния (письмо Минобразования России IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения «Об организации в дош­кольных образовательных учреждениях групп кратковременно­го пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16).

В подготовке данного материала активное участие принима­ли сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Приложение 1


documentactvudl.html
documentactwbnt.html
documentactwiyb.html
documentactwqij.html
documentactwxsr.html
Документ IV. Участники образовательного процесса. 28. Участниками образовательного процесса дошкольного об­ разовательного учреждения